Пенсию скоро можно будет получить досрочно: как это сделать

У россиян может появиться возможность забрать пенсионные накопления до момента выхода на пенсию.

В Министерство труда и социальной защиты населения на согласование поступил законопроект под рабочим названием «О гарантированном пенсионном продукте (ГПП)», разработанный Минфином. Его рассматривают вместо не прошедшего согласования законопроекта «Об индивидуальном пенсионном капитале (ИПК)». Одной из новелл законопроекта, как сообщил замминистра финансов Алексей Моисеев в кулуарах Московского финансового форума, станет возможность забрать пенсионные накопления до момента выхода на пенсию.

Мы предлагаем разрешить в порядке специальных ситуаций забирать из пенсионных сбережений… в принципе, можно ориентироваться на ипотечные каникулы, — уточнил Моисеев.

Что имел ввиду замминистра, можно ли будет действительно забрать свои пенсионные накопления досрочно, и если да, то как это сделать? Разбираем пошагово.


Почему ГПП победил ИПК?

Но сначала скажем несколько слов о самом «гарантированном пенсионном продукте». Законопроект о ГПП — это модернизация существующей системы негосударственного пенсионного обеспечения. В законопроекте предполагается введение налоговых вычетов для граждан, централизация регистрации накопительных счетов, гарантия сохранности пенсионных накоплений. Пенсии можно будет наследовать, можно будет присоединять к ГПП накопления из системы обязательного пенсионного страхования. И изымать их в случаях, когда жизненная ситуация меняется к худшему.

Законопроект про ИПК предполагал, что работник будет сам отчислять взносы на накопительную пенсию в размере 6% от зарплаты, при этом он мог и увеличить, и уменьшить ставку, и вообще отказаться от выплаты. Но изначально он включался в систему добровольных пенсионных накоплений автоматически. Чтобы выйти из нее, требовалось предпринять некоторые усилия — написать заявление и отказаться от участия. Законопроект о пенсионном продукте имеет два отличия от не принятого ИПК: возврат взносов и добровольность участия.

Для чего нужен пенсионный «матрас»?

По сути, ГПП предлагает государственный «матрас» для хранения накоплений. И, как и из обычного матраса, в случае острой нужды из него можно будет изъять деньги, и это одно из его важнейших достоинств. Такой опыт с успехом применяется в России на примере ипотечных каникул. Закон об ипотечных каникулах предполагает возможность беспроцентной отсрочки платежей по ипотеке в случае потери работы, инвалидности, увеличения числа иждивенцев, которых обеспечивает заемщик, временной нетрудоспособности — дольше двух месяцев, снижения семейного дохода на 30% и больше. Он вступил в силу 31 июля 2019 года, и уже пользуется популярностью у заемщиков.

Смысл ипотечных каникул таков: заемщик вправе в любой момент в течение времени действия ипотечного договора обратиться в банк с просьбой о предоставлении льготного периода на срок не более полугода. В течение этого периода заемщик может либо уменьшить размер выплат, либо приостановить их. Существует всего пять причин, по которым можно использовать этот шестимесячный лаг — по мнению Минфина, их можно применять и в случае, когда гражданину срочно требуется его пенсия.

Важное отличие пенсионного продукта от ипотечных каникул — с пенсионных накоплений, возвращаемых досрочно, придется вернуть налоговый вычет, до 6% от зарплаты. Другой немаловажный момент заключается в том, что в законе, возможно, сохранится норма о том, что пенсия после смерти ее владельца становится не собственностью государства, а переходит по наследству. Она находится в доверительном управлении у пенсионных фондов и остается на счете.

Как подготовиться к пенсионному продукту

Законопроект о новом пенсионном продукте будет принят с высокой степенью вероятности: в интервью РБК рассказала глава Центробанка Эльвира Набиуллина.

…это большое продвижение вперед, те наработки, которые были, когда обсуждался индивидуальный пенсионный капитал, поэтому здесь полностью поддерживаю, — пояснила она.

Косвенно, но вполне определенно эту позицию подтвердили в своих сентябрьских выступлениях заместитель министра финансов Алексей Моисеев и глава Минфина и первый вице-премьер Антон Силуанов.

Как можно будет получить пенсию досрочно в случае принятия законопроекта о гарантированном пенсионном продукте? Доказать, что вы попали в одну из сложных жизненных ситуаций.

Напомним, это:

  • инвалидность первой или второй группы;
  • официально зарегистрированная безработица;
  • временная нетрудоспособность свыше двух месяцев;
  • появление новых иждивенцев, в том числе — новорожденных детей, которых обеспечивает гражданин, желающий изъять пенсию;
  • снижение семейного дохода на 30 и более процентов.

Какие документы послужат доказательством:

  • выписка об официальной регистрации как безработного;
  • справка об инвалидности;
  • листок нетрудоспособности;
  • справка о доходах;
  • свидетельство о рождении, свидетельство об удочерении/усыновлении или акт о назначении опекуна, чтобы подтвердить увеличение числа иждивенцев на попечении заемщика.

Где забрать пенсию

Поскольку деньги хранятся на банковском счету, получать их надо будет в отделении банка. Первичное обращение о выплате пенсии придется оформлять в ближайшем отделении Пенсионного Фонда. Точный порядок предоставления подтверждающих документов и подачи заявления уже разработан, но пока не разглашается. В середине сентября проект о ГПП поступил на доработку обратно в Минфин — изменения вносятся до сих пор. Финансисты выходят на стадию мастер-копии, с оптимистичным прогнозом: к открытому рассмотрению законопроект будет готов меньше, чем через год. Об этом заявил 19 сентября первый заместитель председателя ЦБ РФ Сергей Швецов.

В случае ипотечных каникул решение о предоставлении реструктуризации принимается в течение 10 рабочих дней. Скорее всего, такой же срок установят и для принятия решения о возврате пенсионных накоплений. Дело — за финальной резолюцией Минтруда.

Бума не будет

В настоящий момент стала известна предполагаемая дата запуска обновлений пенсионной системы, которые предусматривают активное участие граждан в формировании накопительной части пенсии за счет добровольных взносов. Как следует из информации на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, изменения в законодательство о накопительных пенсиях должны вступить в силу с января 2021 года. При этом массового перехода на «Гарантированный пенсионный продукт» не ожидается.

Система не меняется, поэтому говорить, что эта система кардинально изменит количество участников — невозможно. Для тех, у кого нет корпоративных программ, личных программ, которые захотят пополнять свои счета в ОПС, опыт софинансирования показал, что подписалось менее миллиона человек, — подытожил Сергей Швецов.

 

Источник ➝

Повышать штрафы бессмысленно: водителей предложено карать и стимулировать

Новая концепция КоАП предлагает пряник для адекватных водителей и жесткий кнут для «беспредельщиков»

Новая концепция «автомобильной» главы Кодекса об административных правонарушениях передана в Минюст для ознакомления. Как ранее сообщал «Ридус», рабочая группа при ОНФ, сформированная из общественников, экспертов и журналистов, начала подготовку альтернативной версии документа. В свою очередь представленный Минюстом на публичное обсуждение проект нового КоАП подвергся массированной критике со стороны граждан, экспертов, «Единой России», заместителя председателя Совета Федерации Андрея Турчака, и премьера Михаила Мишустина.

Основные претензии критиков связаны с выросшими в несколько раз штрафами для автомобилистов.


19 февраля, в день, когда завершилась антикоррупционная экспертиза проектов нового КоАП и процессуального КоАП, министерство юстиции обратилось с просьбой к премьер-министру Михаилу Мишустину отложить на два месяца внесение проекта нового кодекса в Госдуму.

Зачем менять кодекс?

Существующий кодекс потерял актуальность и не выполняет своей основной функции — обеспечения порядка на дорогах, — пояснил «Ридусу» руководитель рабочей группы при ОНФ, координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов.

Более того, эта функция там даже и не прописана, — говорит руководитель группы. — В итоге получается, что за проезд на красный свет наказывают штрафом в 1000 руб, несмотря на то что это очень опасное правонарушение, а за неправильную парковку штрафуют на 3000 руб, а если ты за нее не заплатил то на целых 5000 руб, что является абсурдом.

По словам Шкуматова, сам Кодекс за долгие годы оброс огромным количеством поправок, которые более походят на заплатки. Если посмотреть на количество внесенных за последние 10 лет изменений, то их сотни, и они никак между собой не коррелируют.

Текущая версия кодекса открывает огромное количество возможностей для грабежа автомобилистов путем выписывания вот этих вот самых мелких штрафов, — говорит Петр Шкуматов. — Также кодекс не учитывает изменившиеся технологии и способы контроля на дорогах.

Главная идея разработчиков альтернативной Минюсту версии документа — ввести гибкую систему наказаний. В том числе, для тех, кто нарушает редко и случайно, предлагается вместо денежного взыскания ограничиваться предупреждением. А для тех водителей, которые нарушают ПДД систематически, своим поведением ставя под угрозу не только свою, но и чужие жизни, предлагается ввести самые жесткие меры наказания.

Одним из ключевых компонентов новой концепции КоАП является определение критерия обоснованности того или иного наказания. Зачем штрафовать людей? Что таким образом хочет предотвратить государство? Где критерий противоправного поведения и почему оно противоправное? По мнению участников рабочей группы, основным критерием нового кодекса должно стать определение самого нежелательного сценария в дорожном движении. Таковым является дорожно-транспортное происшествие (ДТП).

Риск-ориентированный подход

Конечно, самый простой метод искоренить ДТП, о котором нередко можно услышать из уст некоторых не слишком обремененных необходимыми знаниями граждан — это запретить дорожное движение вообще. Но, к счастью, пока такой вариант всерьёз не рассматривается.

Если мы реализуем в КоАП риск-ориентированный подход, то нам для начала надо определиться: риск чего именно мы уменьшаем? Вероятность высадки инопланетян на Красную площадь? Или возникновения дорожной аварии? В рамках риск-ориентированного подхода мы в качестве первого и самого важного шага интуитивно определили это нежелательное событие, возникновения которого мы будем уменьшать. Это ДТП, — рассуждает Петр Шкуматов.

По данным страховых компаний, небрежное безответственное поведение на дороге приводит к более высокому риску возникновения аварий. Некоторые страховщики полагают, что это увеличивает вероятность ДТП в 10 и более раз. Поэтому для снижения уровня риска, считают разработчики документа, необходимо определить, что является этим самым небрежным и безответственным поведением, и дальше с этим работать. Поскольку за основной критерий оценки эффективности мер берется возможность искоренения дорожных аварий, то вводить драконовские штрафы за неправильную парковку, или «убивать» скорость там, где это не нужно — мера бессмысленная и недопустимая.

Кого поделят на плохих и хороших?

По данным ГИБДД неисправимых нарушителей, которые по «идейным соображениям» еще и не платят штрафы, у нас в стране всего около 10 тысяч. И это на 60 миллионную армию водителей. Именно их антисоциальное поведение на дорогах и отсутствие эффективных инструментов воздействия на них, после каждого резонансного случая вызывает у властей желание вводить новые кары для всех без разбора автомобилистов. Сегодня такой подход не кажется справедливым не только добропорядочным автомобилистам, но и большинству здравомыслящих людей. Но можно ли как-то повлиять на ситуацию?

В соответствии с концепцией рабочей группы, водителей предлагается разделить на группы «добросовестности». Уверенным и аккуратным автомобилистам присвоят коэффициент в границах 0−5, водителям низкой группы риска, редко попадающим в ДТП и получающим штрафы, — 6−30. Для обеих групп, в случае не злостных нарушений ПДД, предлагается ограничиваться предупреждениями или небольшими штрафами. А вот тем, кто ославился агрессивным стилем вождения и грубыми нарушениям предложат освежить знания в автошколе.

Наконец, участники группы высокого риска (ИКР от 101): «уличные гонщики», дети «кого надо» и прочие многократно совершающие грубые нарушения граждане, подверженные самой высокой вероятности возникновения тяжелых ДТП, должны привлекаться к ответственности по максимуму.

По достижении определенного рейтинга риска водители и автомобили будут переходить из одной группы в другую. При этом нарушения будут поделены по срокам давности: один год в случае с несерьезными нарушениями и три года, если эти нарушения привели к ДТП с жертвами. По истечении срока привлечения к административной ответственности уровень риска будет снижен, если к общей сумме не добавились новые нарушения.

Коэффициенты по нарушениям из разных групп риска:

  • Нарушение низкой степени риска 1х
  • Нарушение средней степени риска 3х
  • Нарушение высокой степени риска 10х
  • Любое нарушение, которое привело к ДТП кат. 1 — 30х
  • Любое нарушение, которое привело к ДТП кат. 2 — 100х (сохраняется 3 года)
  • Любое нарушение, которое привело к ДТП кат. 3 — 300х (3 года после окончания уголовного преследования)

За себя, или за того парня?

Не менее важное значение, при использовании систем фотовидеофиксации имеет то, как понять, кому именно необходимо вынести штраф (или другое наказание)? Например, если за рулем вашего авто в момент нарушения ПДД были не вы, а лицо, которому вы доверили управление своим транспортом. Неужели вам как собственнику автомобиля придется платить штраф «за того парня»?

Современные комплексы фотовидеофиксации вполне в состоянии собирать и анализировать все данные, в том числе определять, кто конкретно находился за рулем автомобиля в момент нарушения. По мнению экспертов, если дорожные камеры начнут в первую очередь выполнять функцию по обработке информации о водителях и транспортных средствах, а не по сбору штрафов, то даже существующих ресурсов фотовидеофиксации вполне хватит на то, чтобы реализовать новацию.

Подробнее с полным текстом документа можно будет ознакомиться уже в самое ближайшее время.

25 февраля Концепция будет направлена в Минюст и другие органы власти. Также эксперты уже приступили к публичному обсуждению документа в социальных сетях и средствах массовой информации.

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх