Утренняя дойка: россиян ждет еще одна финансовая повинность

Власти хотят страховаться от чрезвычайных ситуаций за счет взносов россиян.

Минфин и Центробанк РФ предложили создать единый фонд страхования от чрезвычайных ситуаций. Пополнять его планируется взносами простых россиян, рассказал «Известиям» глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. По его мнению, такой сбор стоит включить в квитанцию за ЖКУ.

Предполагается, что поначалу платеж составит 150 рублей в месяц, но через пару лет он может вырасти до 250−300 рублей, прогнозируют эксперты.

Там, где риск возникновения ЧС более высокий, и плата будет выше. Но принимать окончательные решения по тарифам будут субъекты РФ и страховые компании.

Хорошая новость заключается в том, что страхование будет добровольным, то есть гражданам предоставят право самим решать, платить эти деньги или нет. Все сборы поступят в «один общий котел» (по словам Юргенса, 95% суммы достанется Российской национальной перестраховочной компании), и оттуда средства будут направляться в регионы, где объявляется ЧС.


ВСС уже определил 14 регионов, где страховые программы будут тестироваться в первую очередь. Это Московская, Ленинградская, Тверская, Свердловская, Тюменская, Новосибирская, Белгородская и Омская области, город Санкт-Петербург, а также Забайкальский, Пермский, Красноярский, Краснодарский и Хабаровский края.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

Это первое, что приходит на ум после знакомства с данной инициативой. Складывается ощущение, что ироничный лозунг стал абсолютным лейтмотивом в стране, отмечает руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов, или такого рода инициативы рождаются сами по себе ради самого факта инициативы. Тем более что в России уже есть оплата страхования жилья, причём страховые сборы (также добровольные) прямо включены в квитанцию об оплате услуг ЖКХ.

«Возникает вполне резонный вопрос: а это тогда что»? — замечает эксперт.

Заодно он напоминает, что у государства сейчас профицитный бюджет, правительство декларирует задачу роста благосостояния населения, и практически из каждого утюга доносятся слова о социальной ответственности власти перед избирателями. Но в реальности более заметны попытки перевесить все, что можно, на плечи народа.

При этом аналитик уверен, что население, которое уже привыкло за все платить, и новый сбор воспримет без особых эмоций. Но в любом случае это вряд ли даст ощутимый эффект. По мнению эксперта, региональные власти в полной мере показали свою неспособность справится с чрезвычайными ситуациями на примере паводков в Иркутской области и на Дальнем Востоке (в Тулунском, Чунском, Нижнеудинском, Тайшетском, Зиминском районах).

«В результате вся страна только и ждала, когда туда прилетит президент и всех спасёт или как минимум даст региональным властям указание, что им делать в таких случаях, включая и страховые компании, у которых вечно нет денег», — невесело шутит Блинов.

Вопреки здравому смыслу

Данная инициатива вызовет негативную реакцию граждан, полагает директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев. Несмотря на сокращение реальных доходов и крайне вялый рост ВВП, правительство продолжает принимать решения, которые обычно стоит рассматривать только в условиях растущей экономики.

«Подобные сборы рискуют повторить судьбу капитальных — помимо увеличения расходов на ЖКХ население рискует не почувствовать каких-либо положительных изменений. Зачем отнимать у людей дополнительные деньги, которые могли бы принести пользу экономике, и хранить их в очередном фонде при профицитном бюджете — загадка», — недоумевает эксперт.

По его словам, для того чтобы инициатива принесла плоды, взносы должны осуществляться большинством населения в регионе. Схожая программа действует в Москве: около 60% населения платят около 2 рублей за 1 квадратный метр, благодаря чему уровень софинансирования проекта мэрией не превышает 20%.

Сумма в 100 — 150 рублей, скорее всего, продержится недолго, прогнозирует аналитик: так как платежи обещают сделать добровольными, мало кто решится на участие в программе. Таким образом, либо участие станет обязательным, либо ценник достигнет 400−500 рублей, и программа провалится из-за низкой мотивации населения.

Дело техники

Удивляться новой инициативе не стоит, считает главный аналитик ООО «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий) Антон Быков. В России теперь главный ориентир развития — это финансовая целесообразность федерального бюджета, поясняет он, а что может быть правильнее с этой точки зрения, чем финансировать последствия ЧС за счет граждан.

«Пока это, естественно, продвигается в мягкой форме, добровольно и не во всех регионах, но курс определен, и, двигаясь по нему, мы рано или поздно придем к обязательному „налогу на ЧС“», — предупреждает эксперт.

У кого-то, эта ситуация вызовет негодование, добавляет он, но лишь потому, что россияне до сих пор верят в то, что живут в социальном государстве. А если исходить из капиталистических представлений эффективности, то все в этой инициативе очень даже разумно.

Для эксперимента, с одной стороны, взяты самые обеспеченные российские регионы, в которых при этом ЧС крайне редки, и с другой стороны — регионы наиболее подверженные ЧС, но с плачевным финансовым состоянием. В одних граждане вероятней согласятся с платежами в силу их относительной небольшой величины в сравнении с региональным уровнем заработных плат, в других — из-за высокой вероятности ЧС.

«А дальше дело техники, и получается, что государство с себя снимает еще немного финансовых обязательств перед гражданами», — заключает эксперт.

 

Источник ➝

Повышать штрафы бессмысленно: водителей предложено карать и стимулировать

Новая концепция КоАП предлагает пряник для адекватных водителей и жесткий кнут для «беспредельщиков»

Новая концепция «автомобильной» главы Кодекса об административных правонарушениях передана в Минюст для ознакомления. Как ранее сообщал «Ридус», рабочая группа при ОНФ, сформированная из общественников, экспертов и журналистов, начала подготовку альтернативной версии документа. В свою очередь представленный Минюстом на публичное обсуждение проект нового КоАП подвергся массированной критике со стороны граждан, экспертов, «Единой России», заместителя председателя Совета Федерации Андрея Турчака, и премьера Михаила Мишустина.

Основные претензии критиков связаны с выросшими в несколько раз штрафами для автомобилистов.


19 февраля, в день, когда завершилась антикоррупционная экспертиза проектов нового КоАП и процессуального КоАП, министерство юстиции обратилось с просьбой к премьер-министру Михаилу Мишустину отложить на два месяца внесение проекта нового кодекса в Госдуму.

Зачем менять кодекс?

Существующий кодекс потерял актуальность и не выполняет своей основной функции — обеспечения порядка на дорогах, — пояснил «Ридусу» руководитель рабочей группы при ОНФ, координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов.

Более того, эта функция там даже и не прописана, — говорит руководитель группы. — В итоге получается, что за проезд на красный свет наказывают штрафом в 1000 руб, несмотря на то что это очень опасное правонарушение, а за неправильную парковку штрафуют на 3000 руб, а если ты за нее не заплатил то на целых 5000 руб, что является абсурдом.

По словам Шкуматова, сам Кодекс за долгие годы оброс огромным количеством поправок, которые более походят на заплатки. Если посмотреть на количество внесенных за последние 10 лет изменений, то их сотни, и они никак между собой не коррелируют.

Текущая версия кодекса открывает огромное количество возможностей для грабежа автомобилистов путем выписывания вот этих вот самых мелких штрафов, — говорит Петр Шкуматов. — Также кодекс не учитывает изменившиеся технологии и способы контроля на дорогах.

Главная идея разработчиков альтернативной Минюсту версии документа — ввести гибкую систему наказаний. В том числе, для тех, кто нарушает редко и случайно, предлагается вместо денежного взыскания ограничиваться предупреждением. А для тех водителей, которые нарушают ПДД систематически, своим поведением ставя под угрозу не только свою, но и чужие жизни, предлагается ввести самые жесткие меры наказания.

Одним из ключевых компонентов новой концепции КоАП является определение критерия обоснованности того или иного наказания. Зачем штрафовать людей? Что таким образом хочет предотвратить государство? Где критерий противоправного поведения и почему оно противоправное? По мнению участников рабочей группы, основным критерием нового кодекса должно стать определение самого нежелательного сценария в дорожном движении. Таковым является дорожно-транспортное происшествие (ДТП).

Риск-ориентированный подход

Конечно, самый простой метод искоренить ДТП, о котором нередко можно услышать из уст некоторых не слишком обремененных необходимыми знаниями граждан — это запретить дорожное движение вообще. Но, к счастью, пока такой вариант всерьёз не рассматривается.

Если мы реализуем в КоАП риск-ориентированный подход, то нам для начала надо определиться: риск чего именно мы уменьшаем? Вероятность высадки инопланетян на Красную площадь? Или возникновения дорожной аварии? В рамках риск-ориентированного подхода мы в качестве первого и самого важного шага интуитивно определили это нежелательное событие, возникновения которого мы будем уменьшать. Это ДТП, — рассуждает Петр Шкуматов.

По данным страховых компаний, небрежное безответственное поведение на дороге приводит к более высокому риску возникновения аварий. Некоторые страховщики полагают, что это увеличивает вероятность ДТП в 10 и более раз. Поэтому для снижения уровня риска, считают разработчики документа, необходимо определить, что является этим самым небрежным и безответственным поведением, и дальше с этим работать. Поскольку за основной критерий оценки эффективности мер берется возможность искоренения дорожных аварий, то вводить драконовские штрафы за неправильную парковку, или «убивать» скорость там, где это не нужно — мера бессмысленная и недопустимая.

Кого поделят на плохих и хороших?

По данным ГИБДД неисправимых нарушителей, которые по «идейным соображениям» еще и не платят штрафы, у нас в стране всего около 10 тысяч. И это на 60 миллионную армию водителей. Именно их антисоциальное поведение на дорогах и отсутствие эффективных инструментов воздействия на них, после каждого резонансного случая вызывает у властей желание вводить новые кары для всех без разбора автомобилистов. Сегодня такой подход не кажется справедливым не только добропорядочным автомобилистам, но и большинству здравомыслящих людей. Но можно ли как-то повлиять на ситуацию?

В соответствии с концепцией рабочей группы, водителей предлагается разделить на группы «добросовестности». Уверенным и аккуратным автомобилистам присвоят коэффициент в границах 0−5, водителям низкой группы риска, редко попадающим в ДТП и получающим штрафы, — 6−30. Для обеих групп, в случае не злостных нарушений ПДД, предлагается ограничиваться предупреждениями или небольшими штрафами. А вот тем, кто ославился агрессивным стилем вождения и грубыми нарушениям предложат освежить знания в автошколе.

Наконец, участники группы высокого риска (ИКР от 101): «уличные гонщики», дети «кого надо» и прочие многократно совершающие грубые нарушения граждане, подверженные самой высокой вероятности возникновения тяжелых ДТП, должны привлекаться к ответственности по максимуму.

По достижении определенного рейтинга риска водители и автомобили будут переходить из одной группы в другую. При этом нарушения будут поделены по срокам давности: один год в случае с несерьезными нарушениями и три года, если эти нарушения привели к ДТП с жертвами. По истечении срока привлечения к административной ответственности уровень риска будет снижен, если к общей сумме не добавились новые нарушения.

Коэффициенты по нарушениям из разных групп риска:

  • Нарушение низкой степени риска 1х
  • Нарушение средней степени риска 3х
  • Нарушение высокой степени риска 10х
  • Любое нарушение, которое привело к ДТП кат. 1 — 30х
  • Любое нарушение, которое привело к ДТП кат. 2 — 100х (сохраняется 3 года)
  • Любое нарушение, которое привело к ДТП кат. 3 — 300х (3 года после окончания уголовного преследования)

За себя, или за того парня?

Не менее важное значение, при использовании систем фотовидеофиксации имеет то, как понять, кому именно необходимо вынести штраф (или другое наказание)? Например, если за рулем вашего авто в момент нарушения ПДД были не вы, а лицо, которому вы доверили управление своим транспортом. Неужели вам как собственнику автомобиля придется платить штраф «за того парня»?

Современные комплексы фотовидеофиксации вполне в состоянии собирать и анализировать все данные, в том числе определять, кто конкретно находился за рулем автомобиля в момент нарушения. По мнению экспертов, если дорожные камеры начнут в первую очередь выполнять функцию по обработке информации о водителях и транспортных средствах, а не по сбору штрафов, то даже существующих ресурсов фотовидеофиксации вполне хватит на то, чтобы реализовать новацию.

Подробнее с полным текстом документа можно будет ознакомиться уже в самое ближайшее время.

25 февраля Концепция будет направлена в Минюст и другие органы власти. Также эксперты уже приступили к публичному обсуждению документа в социальных сетях и средствах массовой информации.

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх