Victoria Lapteva предлагает Вам запомнить сайт «Интернет-газета «Ридус» (ridus.ru)»
Вы хотите запомнить сайт «Интернет-газета «Ридус» (ridus.ru)»?
Да Нет
×
Прогноз погоды








Загрузка...



Загрузка...

Загрузка...

Загрузка...

Загрузка...


Читать
Пенсионерка преподнесла мини…

Пенсионерка преподнесла министру «подарок» на прибавку к пенсии

19 окт, 09:57
+13 9
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Читать

Последние комментарии

vk
Ирина Фёдорова
10 из 10 Смотреть источник.
Ирина Фёдорова Тест: Ответьте на 10 вопросов на эрудицию без подсказок
евгений ильин
А я 7 из 10
евгений ильин Тест: Ответьте на 10 вопросов на эрудицию без подсказок
Меружан Саркисов
Меружан Саркисов
Валерий Голубничий
Фиговые вопросы, все ответил правильно.
Валерий Голубничий Тест: Ответьте на 10 вопросов на эрудицию без подсказок
Елизавета Вадимовна
9 из 10(теократия)
Елизавета Вадимовна Тест: Ответьте на 10 вопросов на эрудицию без подсказок
Елизавета Вадимовна
С трудом нашла)))
Елизавета Вадимовна Тест: Ответьте на 10 вопросов на эрудицию без подсказок
Сергей
Борис Данилин
Загрузка...

Как понять, что для портрета позировал покойник

развернуть

Как понять, что для портрета позировал покойник

Скрытые подводные камни крайне популярного поджанра портретной живописи. Ну и опять: какими фильтрами пользуются художники, предоставляя нам готовую картинку? Все ли лгут, и почему лгут?

В прошлый раз, когда мы угадывали по портретам, какие люди женаты, про вот это изображение королевы кто-то написал, что можно было догадаться, что картина написана уже после ее смерти, по тому, какое у нее выражение лица и как она не встречается с мужем глазами. Это не железное доказательство, но оно породило во мне желание рассказать о том, как устроен жанр «посмертного портрета», и какие в нем есть нюансы.

И вот вам несколько портретов одних и тех же людей. Сможете ли вы угадать, какой из них написан с живого человека, а какой с покойника?

***

Что это такое? «Посмертные портреты» (posthumous portraits) — совершенно нормальные картины, изображающие совершенно нормальных «живых» людей. То есть это отнюдь не «портреты на смертном одре», когда художник изображал труп. Нет, просто это картина, необходимость в создании которой возникла, когда модель уже ушла из этого мира.

Например, как я в прошлый раз говорила, если человек решил, что в пандан к портрету папы нужен и портрет мамы. Или если дворец надо украсить великолепным портретом построившего его императора, а все имеющиеся — какие-то мелкие.

Важный нюанс: эти посмертные портреты пытаются сохранить портретное сходство, то есть основаны на реальном образце, портретике или зарисовочке, сделанном с натуры, при жизни. Если подобного нет, и новосозданные портреты целиком от балды нарисованы (как Рюрик и Олег в «Царском титулярнике» XVII века, или там Эль Сид в испанской портретной галерее предков XIX века), то это — вымышленные, «ретроспективные портреты».

Иногда их легко можно определить, иногда тяжело (в большинстве случаев это просто копии картин, написанных при жизни; их не считаем, нам нужны оригинальные авторские концепции).Давайте попробуем вычленить некоторые их черты.

Например, покойник на новом портрете, призванном его прославить, обычно более прекрасен, чем в картине, написанной с натуры. Поскольку художник уже знает, чем тот знаменит (и почему потребовалась картина), его будто окружает некий ореол славы. Кожа даже как-то по-другому может сиять. Мы явно видим, что тут герой или предок. Ну, либо покойная жена, написанная для опечаленного и до сих пор влюбленного вдовца.

Как понять, что для портрета позировал покойник
1) Ж. М. Натье. «Портрет Петра I», 1717 год (прижизненный)
Как понять, что для портрета позировал покойник
2) П. Деларош. «Портрет Петра Великого». 1838 (посмертный)

Еще картина может более вылизанной, парадной, наполненной говорящими атрибутами, превращаясь уже не в портрет, а некое историческое полотно практически с сюжетом. У персонажа может быть чересчур задумчивое выражение лица (говорящее о том, что он уже не от мира сего).

На картине могут быть атрибуты, свидетельствующие о смерти (например, душа = птица). Важный ключ (который сгодится только эрудированным в искусстве), если картина по стилю живописи не подходит к той эпохе, когда жил персонаж.

Иногда видно, что голову со старого, «настоящего» портрета будто вставили в новую картину.

Как понять, что для портрета позировал покойник
Томас Салли. Портрет Джорджа Вашингтона. 1842

Вообще, если у вас есть шанс сравнить два портрета одного и того же человека, то более красивый, выигрышный, запоминающийся — скорее всего будет именно посмертным, поскольку его автор будет вдохновлен исторической важностью персоны, и этого талантливого художника скорей всего нанимали специально для этого заказа, искали.

А обычный портрет, изображающий современника, будет изображать просто «человека», и писал его не специально нанятый гений, а просто любой автор, который работал в том районе в те годы.

Как понять, что для портрета позировал покойник
1) Джотто. «Портрет Данте» (фрагмент фрески), ок. 1335 (спустя 20 лет после смерти поэта)
Как понять, что для портрета позировал покойник
2) Боттичелли. «Портрет Данте», 1495

Итак, приступим к игре! Какая из этих картин написана с натуры, живого позирующего человека, а какая -- уже после его смерти, на основе облагороженной старой картины?

1. Портрет Лоренцо Медичи Великолепного (годы жизни 1449−1492)

Как понять, что для портрета позировал покойник
Как понять, что для портрета позировал покойник

2. Портрет поэта Шелли (1792−1822)

Как понять, что для портрета позировал покойник
Как понять, что для портрета позировал покойник

3. Портрет королевы Изабеллы Португальской (1503−1539)

Как понять, что для портрета позировал покойник
Как понять, что для портрета позировал покойник

4. Портрет художника Фредерика Базиля (1841−1870)

Как понять, что для портрета позировал покойник
Как понять, что для портрета позировал покойник

Правильные ответы:

1. Портрет Лоренцо Медичи Старого (1449−1492)

а) Посмертный. Худ. Дж. Вазари, 1533−4

б) Худ. Гирландайо. Фрагмент фрески в капелле Сассетти, ок. 1485

2. Портрет поэта Шелли (1792−1822)

а) А. Клинт с оригинала 1819 года

б) Посмертный. Худ. Джозеф Северн, 1845

3. Портрет королевы Изабеллы Португальской (1503−1539)

а) Посмертный. Худ. Тициан, 1548

б) Худ. Виллиам Скротс. 1530-е

4. Портрет художника Фредерика Базиля (1841−1870)

а) Автопортрет. Ок. 1867.

б) Посмертный. Худ. Ренуар. 1885

Как, получилось? Какие мысли возникли при анализе? Делитесь, пожалуйста, очень интересно мне пытаться понять, правильно ли я излагаю.

Как вообще — не слишком ли легкие задания? А объяснения в начале, не слишком ли я подробно разжевываю, может, надо больше интриги оставлять? или как, норм?

 


Источник →

Ключевые слова: Культура
Опубликовано 12.10.2018 в 00:04
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook