Victoria Lapteva предлагает Вам запомнить сайт «Интернет-газета «Ридус» (ridus.ru)»
Вы хотите запомнить сайт «Интернет-газета «Ридус» (ridus.ru)»?
Да Нет
×
Прогноз погоды








Загрузка...



Загрузка...

Загрузка...

Загрузка...

Загрузка...


Читать
Читать

Последние комментарии

виктор че
следующим президентом...ее в самый раз
виктор че Ольгу Глацких взяли обратно на работу
Сергей Каримов
Надо было ее в дом престарелых назначить, подальше от молодежи
Сергей Каримов Ольгу Глацких взяли обратно на работу
vladimir.sh1939 Шевченко
Расходылась беднота,аж лахмотья отлета!
vladimir.sh1939 Шевченко Порошенко обратился к Путину в эфире американского ТВ
Maestro553 чернуха
БРЕД УРКИ!!!!
Maestro553 чернуха Порошенко обратился к Путину в эфире американского ТВ
I Mikhailov
Спокойный Танк
ВАМ ДЕЛАТЬ БОЛЬШЕ НЕЧЕГО?
Спокойный Танк Кто летает зайцем на самолетах Путина
Олег Орлов
Одна банда!
Олег Орлов Ольгу Глацких взяли обратно на работу
value43 Чирков
Олег Орлов
Хунвейбины Путина?
Олег Орлов Молодежным изберкомам рассказали об особенностях выборов на Западе
Сергей Крачковский
Загрузка...

Як-130: умная русская «Рукавица» которую копирует весь мир

развернуть

Як-130: умная русская «Рукавица» которую копирует весь мир

В настоящее время стоимость современного истребителя 5-го поколения достигает несколько сотен миллионов долларов.

Поэтому летать на них должны серьезно подготовленные летчики-профессионалы. Для их подготовки служат так называемые учебно-тренировочные (УТС) или учебно-боевые самолеты (УБС).

Однако многие из существующих на сегодня машин подобного типа устарели морально и технически, или имеют малый остаточный ресурс до списания. Именно поэтому, во многих странах мира авиаконструкторы пытаются пытаются создать перспективные УТС/УБС последнего поколения.


По оценке западных и российских экспертов мировой объем фактического экспорта УТС/УБС в стоимостном выражении в 2018-2023 гг. составит не менее 8 млрд. долл.

Какое место занимает Россия на этом рынке? Весьма достойное - пятое, со стоимостью поставки самолетов в этот же период времени примерно в 440 млн. дол (5,34% рынка).

Як-130

Як-130: умная русская «Рукавица» которую копирует весь мир

На рынке УТС представлена самолетом Як-130, разработанным в ОКБ им. А.С.Яковлева и предназначенным для замены в ВВС России учебно-тренировочных самолётов чешского производства Л-39. Это первый абсолютно новый самолет, построенный в современной России, по классификации НАТО Mitten («Рукавица»).

Тем не менее, Як-130 позволяет на самом современном уровне обучать пилотов для российских и зарубежных боевых самолетов 4+поколения и даже пятого. В учебно-тренировочный комплекс входит сам Як-130, интегрированная система объективного контроля, учебные компьютерные классы, пилотажные и специализированные тренажеры.

Первый полёт опытный образец Як-130 совершил 25 апреля 1996 года под управлением лётчика-испытателя 1-го класса, Героя Российской Федерации, лётчика-испытателя Андрея Синицына. В дальнейшем испытания продолжил Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель РФ Роман Таскаев.

Як-130: умная русская «Рукавица» которую копирует весь мир

Государственные испытания этого УТС, включая вооружение (может быть установлено на самолет, в случае его боевого применения), были завершены в декабре 2009 года. Уже через год первые Як-130 поступили на вооружение российских ВВС, после чего началась их интенсивная эксплуатация в учебно-авиационном центре ВВС России в Борисоглебске Воронежской области.

По оценкам российских аналитиков, потребность ВВС России в УТС оценивается в 250 единиц, а потребность мирового рынка в десять раз больше. Предварительная стоимость Як-130 превышает 15 млн. долл. В настоящее время в ВВС России эксплуатируется примерно 106 Як-130.

Есть эти самолеты и за рубежом. В Алжире — 16 Як-130, Бангладеш — 13 Як-130 (по состоянию на 2018 год), всего было получено 16 самолётов, но в катастрофах погибло 3 машины. В Белоруссии — 8 Як-130. В Мьянме — 6.

Клоны Як-130

Як-130: умная русская «Рукавица» которую копирует весь мир

Как ни фантастически это звучит, у Як-130 есть братья-близнецы или даже клоны. Особенно интересна история итальянского УБС М-346. Дело в том, что в свое время Як-130 начал разрабатываться совместно с итальянской компанией Aermacchi. Однако по ряду причин совместная разработка России и Италии была остановлена, но, тем не менее, каждая из компаний получила документацию на базовую версию будущего самолёта. В результате появились два похожих друг на друга как две капли воды, УБС Як-130 и М-346, спроектированный на базе Як-130Д.

М-346 – это самолет, предназначенный для повышенной летной подготовки пилотов ВВС Италии и других стран. Первый полет он совершил в июле 2004 г. На самолете установлены два турбореактивных двигателя F-124-GA-200, которые позволяют ему достичь скорости до 1050 км/час. УБС может нести ракеты и бомбы весом до 3 тонн на 5 узлах подкрыльевых подвесок.

На вооружении ВВС Италии есть уже 18 таких самолетов, Сингапура — 12, Израиля — 30, Польши - 8. Азербайджан закупил около 10 таких самолетов, еще 15 самолетов заказанo.

К сожалению, испытания и ввод в эксплуатацию этого УБС не обошлась без потерь. 18 ноября 2011 года прототип, который участвовал в показе на «Дубаи Эйршоу», разбился после отлёта из Дубаи в Италию. 11 мая 2013 года ещё один самолет разбился спустя 20 минут после взлета из-за неполадок с двигателем.

Китайский клон Як-130

Як-130: умная русская «Рукавица» которую копирует весь мир

Однако особый интерес по ряду причин представляет китайский сверхзвуковой УТС L-15, прямой конкурент на рынке учебно-тренировочных самолетов не только Як-130, но и М-346.

Во-первых, он также напоминает по облику российский самолет. И это не удивительно. Ведь ОКБ Яковлева принимало активное участие в создании этого самолета в качестве консультанта конструкторов китайской компании AVIC-2 – разработчика L-15.

Во-вторых, на китайском УТС стоят два форсированных турбореактивных двигателя АИ-222-25Ф украинской разработки, которые позволяют достичь сверхзвуковой скорости. На Як-130 установлены аналогичные, но бесфорсажные моторы АИ-222-25.

В 2013 году стало известно о долгосрочном контракте с «Мотор Сич» на поставку 1920 двигателей АИ-222-25Ф и ремонт 3840 единиц до 2041 года на общую сумму 5,7 млрд. дол.

И, в третьих, стоимость L-15 составляет 11 млн. дол., что ниже стоимости не только Як-130, но и М-346.. Первый полет китайского УТС состоялся в марте 2006 г.

Он стоит на вооружении ВВС КНР под обозначением JL-10, Замбии — 6 L-15,Венесуэлы — 24 L-15

УБС Т-50

Як-130: умная русская «Рукавица» которую копирует весь мир

Южнокорейский УБС Т-50 Golden Eagle («Беркут»), двухместный сверхзвуковой реактивный самолёт, был разработан южно-корейской фирмой KAI совместно с американской компанией Lockheed Martin. Он поднялся первый раз в воздух в августе 2002 г. В вооружение самолёта ходят ракеты «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder, AIM-120 AMRAAM, «воздух-земля» AGM-65 Maverick и бомбы с спутниковым наведением JDAM.

В ВВС Южной Кореи сегодня летает более 50 самолетов T-50. В настоящее время он принят на вооружение таких стран, как Индонезия — 15 T-50i, Филиппины. Во время авиашоу 20 декабря 2015 года на острове Ява в районе города Джокьякарта потерпел катастрофу самолёт Т-50 ВВС Индонезии. Самолёт упал недалеко от взлётно-посадочной полосы. Оба лётчика погибли.

Американский УТС Т-Х

Як-130: умная русская «Рукавица» которую копирует весь мир

Американская корпорация Boeing и шведская группа Saab AB в сентябре этого года сообщила, что совместно разработанный ими самолет нового типа Т-Х одержал победу в тендере ВВС США на перспективный учебно-тренировочный самолет по программе Т-Х, предназначенный для замены учебно-тренировочного самолета повышенной подготовки Northrop T-38 Talon.

По итогам поведения итогов конкурса, корпорация Boeing получила контракт ВВС США стоимостью 813 млн. долл на НИОКР, изготовление, поставку, отработку и испытания пяти опытных самолетов Т-Х и семи наземных тренажеров в рамках этапа EMD (Еngineering and manufacturing development), с поставкой на авиабазу Сан-Антонио-Рэндолф (штат Техас) в 2023 году.

 


Источник →

Ключевые слова: Военное дело
Опубликовано 09.10.2018 в 02:06
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook