Последние комментарии

  • galameteor23 июля, 0:54
    каких не хватает рабочих ?))) у нас работают магазины и рестораны ))) где работать , заводов и фабрик нетМигранты не помогут: Россия теряет рабочие руки
  • Александр22 июля, 20:59
    Скучно станет без "Эхо Москвы" и "Дождя"... Православный старец потребовал изгнать из России жидомасонов
  • mikmik22 июля, 20:30
    http://www.kritika24.ru/page.php?id=3689 http://www.kritika24.ru/page.php?id=3922Православный старец потребовал изгнать из России жидомасонов
  1. Блоги

Современная русская анимация: в чем ее слабость

В моей прошлой статье мы рассмотрели период классической русской мультипликации. Напомню, его главной особенностью является большое количество авторской анимации, развитие концепции «главное в мультфильме смысловая, а не визуальная составляющая», большое количество экспериментов как в техниках, так и в подаче сюжета.

Ещё одними отличием является финансирование большого количества авторских работ, малое количество полнометражных высокобюджетных проектов.


О, какие бы хорошие фестивальные результаты не приносила модель финансирования культуры СССР, анимационные студии финансировалась государством.

С развалом союза брать деньги на производство мультфильмов стало неоткуда.

В 90-е Союзмультфильму приходится отправлять на анимационные фестивали телевизионные заставки и рекламные ролики. Финансирования на авторские проекты попросту нет.

На первый план выходят независимые авторы и студии.

Одной из первых студий, которой удалось приспособиться к изменившимся условиям является Pilot, основанная Александром Татарским ещё в период перестройки.

Студия часто выполняла заказы для иностранных компаний и телеканалов, например мультфильм «Майк, Лу и Ог» для телеканала Cartoon Network.

Многие работники студий «Экран» и Союзмультфильм постепенно переходят в Pilot.

Сегодня западные продюсеры отправляют мультсериалы на отрисовку в Китай, но в кризис 90-х, в России было дешевле.

Работы на студии Pilot 90-х годов много, студия регулярно участвует в коммерческих западных проектах и пока на Союзмультфильме задерживают зарплаты, в «Пилоте» не хватает мультипликаторов, что бы успевать делать все проекты. Несмотря на трудности, студия продолжает развивать традиции авторской мультипликации. В её продукции заинтересованы как зрители, так и иностранные коллекционеры.

Уже в 2000-е годы, миновав кризис, сохранившая свою индивидуальность студия получит первое финансирование на авторский проект «Гора самоцветов».

Подобным успехом в кризисные годы не может похвастаться ни один другой автор.

Независимые мультипликаторы продолжали работать, но постепенно их становилось меньше, советская школа забывалась. Часть авторов стали делать чисто фестивальные проекты, например Александр Петров, получивший Оскар за мультфильм «Старик и море»

Другие же подались в игровую индустрию (в 90-е делали много рисованных квестов), например, Иван Максимов.

Но, по большей части, передовые, в прошлом, анимационные студии стали заниматься продажей авторских прав на показ старых мультфильмов и прав на использование персонажей в рекламе.

Наверное, именно в тот период, студии поняли что такое франшиза и как это работает.

А вместе с тем начали понимать, как работает реклама, что отлично прослеживалось по таким проектам как «Новые Бременские».

Или «Незнайка на луне».

В озвучке мультфильмов принимали участие знаменитости, мультики выходили на кассетах VHS, активно рекламировались по телевизору. Нередко, по мультикам советских франшиз делались игры.

Но общее у постсоветских франшиз было только одно — постепенное падение качества и потеря своей оригинальности. Мультфильмы теперь снимают не по задумке, а по результатам маркетинговых исследований.

И если Казаки от Укранимафильма 1995 года выглядят ещё вполне неплохо, то их потомки с векторной графикой уже смотрятся дёшево.

Но их хотя бы рисовали на родной студии. А вот права на съёмку нового «Чебурашки» продали в Японию (там по нему уже снято несколько сериалов и «полнометражек»).

Но когда смотришь новое «Простоквашино», невольно думаешь: «А может оно и к лучшему? Японцы хоть не испортят»…

Дядя Фёдор стал хипстером, мультфильм наполнен шутками на злободневные, по мнению авторов темы, юмором про соцсети, интернет и молодёжные течения, диалоги довольно плоские.

Действия многих персонажей противоречат их характерам, которые зритель узнал ещё в старых мультиках. Одним словом — главным спонсором мультика является один очень известный производитель молочной продукции.

Творчество большинства крупных студий СССР окончательно превратилось в конвейер по продаже своих же франшиз. В следующем году ждём от Союзмультфильма 60 новых серий Карлсона, 30 серий «Простоквашино» и 30 серий «Незнайки на Луне» (да, это не сарказм).

На встрече российских мультипликаторов с президентом Владимиром Путиным в мае 2017-го, Юрий Норштейн, автор «Ёжика в тумане», в ответ на обещание Путина выделить больше денег, рассказал о том, как из 500 миллионов рублей, выделенных ранее, до проектов реально дошло три процента.

На «Союзмультфильме» нет сегодня ни одного творческого человека, зато есть 60 чиновников — продюсеры, какие-то девочки, сама Слащева. Получают гигантские зарплаты, просто глаза на лоб лезут. И ровным счетом никакой практической работы по воссозданию киностудии «Союзмульфильм» не ведется, — это цитата Юрия.

К слову, поговорим о госфинансировании мультипликации в современной России. Какое-то время его почти не было. Однако, после кризиса девяностых, студии начали получать госзаказы. И, да, в сравнении с западными бюджетами финансирование никакое — годовой бюджет выделяемый на всю анимацию не сравним даже с бюджетом средней пиксаровской «полнометражки». Но это всё ещё миллионы рублей и эти бюджеты во много десятков раз превышают бюджеты советских мультфильмов, имевших такую популярность на мировой сцене.

Финансирование авторской мультипликации в стране отсутствует как таковое. Бюджеты выделяются исключительно на полнометражные работы. При этом, нельзя сказать, что кто-то из авторов, которые снимают полнометражки чем-то ранее прославился. Этакие эксперименты на 30−50 миллионов.

Ярчайший пример фильма, снятого на госсредства — «Дети против волшебников» (бюджет — более 50 миллионов рублей). Фильм довольно много критиковался, в сотый раз повторять не буду, просто оставлю пару скриншотов и напомню, что визуал — далеко не самая большая его проблема.

Этот мультфильм провалился. Но хуже обстоят дела, когда мультик, всё же выстреливает.

В 2004 году выходит знаменитый «Алёша Попович и Тугарин Змей» от студии «Мельница». Довольно свежие для нашего зрителя персонажи, уместные шутки, хороший сюжет, хорошая анимация. В целом, отличный мультфильм, особенно по тем временам. Все довольны, студия получает репутацию и финансирование. А также продолжает развивать франшизу.

Мультфильмы про богатырей начинают выходить регулярно. Улучшается только качество анимационных технологий, всё остальное (то есть персонажи, история, юмор, режиссура) заметно хуже.

Но зачем делать лучше? У студии есть репутация — и так схавают, нужно же на что-то с детишками в кино ходить. И тоже самое происходит в современной России с любым «выстрелившим» мультиком.

Ещё пример — студия КиноАтис, которые выпустили известный мультфильм про Белку и Стрелку. Список их последних мультфильмов выглядят так.

Чувствую, если зайдёт, то нас ждёт восьмисерийная франшиза по Гурвинеку. «А что же независимая анимация?», — спросите вы, ведь столько художников было. Поначалу авторы активно рисовали мультики, веря в то, что будут востребованы. В реальности востребованными оказались не многие.

И чем дальше, тем хуже.

Если про Масяню Куваева слышали все, кто жил в нулевые, то про мультфильмы Хихуса уже мало кто слышал (если вы не из Питера, конечно).

Пока русские независимые аниматоры так и не смогли конкурировать с крупными студиями. Они есть, есть очень талантливые ребята, есть даже известные в определённых кругах и на определённых сайтах, но назвать их успешными не поворачивается язык.

Зато реальный успех имеют коммерческие YouTube-проекты, целевой аудиторией которых являются школьники, работы не несут в себе особой художественной ценности, практические все они выполнены в одном стиле, без фонов, с минимальной детализацией персонажей.

Саму анимацию многие характеризуют как слайдшоу, так как на каждое действие выделяется минимум кадров, например, поворот персонажа из анфаса в профиль может произойти за 2 кадра. Истории, которые рассказывают в этих мультфильмах не имеют ничего общего даже с самым простым сценарием, но зато они регулярно выходят и близки к жизненному опыту школьников, которые являются основной аудиторией YouTube.

Таких каналов и авторов много. Все они характеризуются сильно упрощённой анимацией, примитивной композицией кадра, слабыми сюжетами, бесконечным копированием роликов друг друга и огромным количеством рекламы.

Но, эти работы очень популярны среди школьников, если на каком то ресурсе, где много школьников вы напишете о том, что современные YouTube-мультики, мягко говоря, набор картинок, который не несёт никакой ценности, то тут же найдётся компания защитников, которые пояснят вам, что вы не правы.

Я и сам рисую мультики, которые вы можете посмотреть на моём канале.

Однажды я надеюсь изменить индустрию в нашей стране и верю в то, что только создание качественной работы позволит повысить популярность авторской анимации и обратить внимание инвесторов на эту нишу. В данный момент работаю над циклом из шести историй, произошедших на погибшем космическом корабле с последним выжившим. Уже выложил первый тизер.

Довольно грустное резюме получилось. Однако, есть мнение, что у нас хорошо развивается отрасль детской анимации, которая всем обязана тому же Татарскому, придумавшему не только «Братьев пилотов», но и «Фиксиков»,

Алексею Лебедеву, придумавшему не только авторский «Атомный лес».

Но и «Смешариков».

А также ряд других авторов, которые, по моему личному мнению делают не более 5 − 10 процентов детских мультфильмов.

Уже очень много раз много где говорилось о том какая у нас успешная и хорошая отрасль детской анимации, о том что «Смешариков» показывают в 40 странах мира, о том что «Маша и Медведь» это самое просматриваемое немузыкальное видео в интернете. Спорить с этим, конечно же, нельзя, у нас есть достойные представители детской анимации.

Но чисто по-моему, наша детская мультиндустрия в целом сильно переоценена. Есть всего несколько качественных франшиз, остальное же — мультики, которые отвлекают внимание малышей и ничего интересного, кроме мелодичных песенок, ярких цветов и звонкой озвучки в себе не несут. А зачастую, вообще являются рекламой игрушек.

Спасибо за внимание, подписывайтесь на мои статьи, в следующий раз мы подробнее поговорим об интернет-анимации!

 

Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх