Victoria Lapteva предлагает Вам запомнить сайт «Интернет-газета «Ридус» (ridus.ru)»
Вы хотите запомнить сайт «Интернет-газета «Ридус» (ridus.ru)»?
Да Нет
×
Прогноз погоды
Загрузка...


Загрузка...

Загрузка...

Загрузка...

Загрузка...

Читать
Читать

Последние комментарии

валерий камаев
Нуржан Турмаханов
валерий камаев
владимир
Не брат он мне - подпиндосовец
владимир «Братьями мы уже не будем»: история воевавшего в Донбассе «фашиста»
вачаган авакян
Летчик-генеколог Су-30СМ
вачаган авакян Фантастический маневр российского истребителя восхитил Сеть
Валентина Дежкина
Гордость наша
Валентина Дежкина Фантастический маневр российского истребителя восхитил Сеть
Irina Batal`skaya
Действительно, потрясающе!
💋
Irina Batal`skaya Фантастический маневр российского истребителя восхитил Сеть
Лоло Ивская
Внук ветер...
Яковлевич Ушаков
мужичок всегда был с гнильцой.
Яковлевич Ушаков Плющенко обрадовало наказание для России на Олимпиаде-2018

Сериал «Хождение по мукам»: любовь на фоне революции

развернуть

Сериал «Хождение по мукам»: любовь на фоне революции

«Хождение по мукам» Константина Худякова — не только высокобюджетный, но и высокохудожественный телевизионный фильм, по многим параметрам отличающийся от того, чем заполнены наши каналы. Взявший за экранизацию романа Алексея Толстого к столетию революции, НТВ поставило перед собой очень высокую планку — выпустить не рядовой «телепродукт», а штучную и подлинно стоящую вещь, произведение, которое переживёт своих создателей.

Амбиции были необыкновенно велики, а потому принимался сериал поначалу непросто, с изрядной долей недоверия — но уже довольно скоро стало очевидно: здесь всё всерьёз и всё — на высшем уровне. От подлинно благородного изображения (что особенно чувствуется встык с другими программами) до продуманной структуры повествования с её небывалой плотностью действия. Не говоря уж об актёрских работах: все участники этого многонаселённого ансамбля имеют полное право гордиться полученным результатом.

А на первом плане здесь подобраны сплошь молодые звёзды, своеобразная «сборная», дающая представление о том, кто есть кто в современном российском кино: Аня Чиповская, Юлия Снигирь, Леонид Бичевин, Светлана Ходченкова, Александр Яценко, Евгений Ткачук, Антон Шагин, Андрей Мерзликин — это действительно не только наше сегодня, но и наше завтра, артисты, которые давно уже устоялись в профессии и не раз ещё себя покажут. По сравнению с ними не столь известен разве что сыгравший Рощина Павел Трубинер (хотя за плечами у него более семи десятка ролей) — но так это дело легко поправимое, тем более что с доставшимся ему материалом он, как и все, справился на отлично.

Трейлер сериала «Хождение по мукам»

Нет смысла сравнивать ленту Худякова с предыдущими экранизациями романа. Во-первых, они все были давно и их, честно говоря, хорошо помнят немногие. Во-вторых, новое кино и должно быть другим, потому как и время другое, и темпоритмы нынче иные, и невозможно уже снимать так, как снимали раньше, и оценки произошедшего подчас совершенно противоположные. В-третьих же, плох тот режиссёр, кто изначально не настроен привнести в очередную экранизацию что-то своё; какой смысл повторять не только чужой текст, но и чужую интерпретацию этого текста?.. Разумеется, новые «Хождения по мукам» — новые по всем пунктам, как же иначе.

Но с чем, естественно, необходимо сравнение, так это собственно с романом Алексея Толстого — тем более что разногласия между книгой и сериалом порой довольно существенные. И речь пока не о трактовке и не о понятных сокращениях — для придания фильму особенной формы здесь и заменили, и дописали очень многое. Нагляднее всего это заметно на примерах продлённых вплоть до самого финала линий поэта Бессонова и Лизы Расторгуевой. Таков современный закон: если яркий персонаж заявлен в начале, его желательно провести через всё повествование.

Не желая идти по пути «Игры престолов» (пусть гибель некоторых героев и соответствовала бы букве оригинала), сценарист Елена Райская в какой-то мере даже «улучшила» Толстого — и нельзя сказать, что это было совсем уж «непозволительно». Подобное обращение даже с классической литературой, в принципе, разрешено — во имя определённых художественных целей. Создателей фильма к тому же оправдывает титр «по мотивам»; разумеется, здесь можно говорить и о попытке «сохранить дух», а не следовать деталям.

Ролик сериала «Хождение по мукам»

Этим же оправдана и замена самого языка: тут говорят иногда совершенно по-современному, так, как точно не стали бы разговаривать столетие назад. Касается это и ситуаций: из того, что допустимо сейчас, многое тогда было попросту непозволительно («Целоваться на улице ужасно?» — «Чудовищно», — и всё равно целуются). Однако желание сделать героев 1917-го года современниками зрителей 2017-го — обоснованно и понятно: зачем в противном случае вообще вытаскивать их снова на белый свет?.. Мы должны полюбить их и сочувствовать им, а возможно ли это, если столетняя бездна между нами будет ощутима и в языке, и в поступках?..

Другое дело, что авторы сериала меняют заодно и жанр произведения, превращая «Хождение по мукам» из трагического эпоса в полную страстных перипетий мелодраму. Если свести нынешний сюжет до совсем уж краткого пересказа, то получится, что двух сестёр решительно все хотят — тогда как их мужья сражаются по разные стороны поля боя. И революция, и гражданская война остались, но всё-таки в центре интриги — любовь во всех её проявлениях. Но будь иначе — смотрел бы зритель?..

Ролик сериала «Хождение по мукам»

Поэтому модный поэт везёт Катю вместо банкета в отель (поторапливая её после: «Извозчик ждёт уж полчаса как»); приличный инженер выносит из комнаты готовую ему отдаться квартирантку («Что вы хотите, Лиза?» — «Я? Я хочу вас»); муж стреляет в изменницу-жену (а потом упрекает её: «Почему твоя страстность проявляется только в спорах? Она была бы гораздо уместнее в постели!»).

Даша отказывает ухажёру в ночи любви, дабы не портить ощущение счастья; офицер без стеснений притягивает только что приехавшую на фронт медсестру («Как только зашла, я сразу понял: я буду обладать тобой»); соратник по делу теряет голову («Я в вас влюблён, я и сейчас вами восхищаюсь»), получая в ответ отрезвляющих пощёчин.

Батька Махно спешит после боя в постель, отказываясь от второй стопки водки («Нет, меня баба ждёт»); спаситель намекает спасённой, что полученное им ранение — пустяк по сравнению с ожидаемой наградой («Кажись, есть надежда, что до свадьбы заживёт»); и только бравый красный командир отказывает себе в плотских удовольствиях, решая не жениться вплоть до победы мировой революции («Я понял сейчас, чем мы с тобой отличаемся: мне есть, за что умирать, а тебе есть, ради кого жить»).

Дабы ещё полнее всё это подчеркнуть, множественные амуры проникли и на обочину сюжета: Даша приводит невесту к раненому и сводит доктора с медсестрой, Телегин сообщает вдове, что погибший муж просил передать, что любит её — а она верит и растрогана, хотя при жизни тот никогда не говорил ни о чём подобном.

«Вы, женщины, думаете только о любви», — серчает муж Кати Николай. «Какая любовь? — возражает ей же отец. — В нынешнее время это недопустимая роскошь. Надо о выживании думать». «Выживать надо, а она мне про любовь», — вновь звучит здесь много позже. Вокруг война, кровь и смерть: «Разве теперь возможно счастье?..» Но да, так уж устроен человек — чтобы даже посреди губительного огня метаться от «Я уже очень сильно вас люблю» к «Я не люблю его больше» и потом «Я умру, если с тобой что-то случится».

Ролик сериала «Хождение по мукам»

Но ведь и «Тихий Дон» про это — про любовь на фоне перелома эпохи, и «Война и мир» — про любовь на фоне вторжения; чем «Хождение по мукам» хуже?.. Тем более что в результате обилие любовных линий не затмевает, а лишь оттеняет эпос о гибели прежнего мира, где слева красные, справа немцы, а сзади немцы, и сломаны привычные взаимоотношения: «Друг уже не друг и враг уже не враг». «Почему мы не можем просто жить и любить?» — спрашивает Женщина. «Потому что Господь догадал нам жить в эти времена», — отвечает Мужчина.

Характерна в этом отношении и фраза большевика: «Революция — это не прогулка с барышней, всё приходится ломать». И вот здесь уже возникает вопрос о трактовке излагаемых событий, вот тут советского графа в определённой степени переосмыслили. Быть может, не всё желанное проговорив в полной мере, но всё-таки разбросав и немало подсказок. «Россия одна, другой быть не может. А мы рвём её на части», — говорит Рощин, полагая, что остановиться первым должен «тот, кому она дороже» (да так ли это?..). Но он же чуть раньше сминает весь трагический пафос гражданской войны — возвращая сюжет опять же к мелодраме: «Мне теперь всё равно, красным, белым — лишь бы найти Катю».

Ролик сериала «Хождение по мукам»

В плане вынужденной двойственности особенно показателен образ отца главных героинь, блестяще воплощённый Сергеем Колтаковым: сперва он дружит с красными — и прогоняет белого Рощина, потом с белыми — и выдаёт им красного Телегина. Про таких хамелеонов сегодня говорят «переобулся в воздухе» — и отыскивать в сериале перекличку с текущим моментом куда интереснее, чем искать здесь свежую трактовку давно минувшего.

«Любое произведение должно что-то говорить публике», — Николай произносит это, правда, о картине, но понимать его следует шире, тем более что по-настоящему крупная вещь всякий раз и цепляет своей непреходящей актуальностью. Таково уж свойство классики — быть неизменно современной.

«Сейчас все говорят о политике. Вот, спроси любого кучера, они тут же расскажут тебе, как обустроить Россию», — разве это не про сегодня?.. «Стабильность — это хорошо»; «Боюсь, как бы это не закончилось большой кровью!»; «Как у нас всё глупо и бездарно делается», — разве мы не слышим каждый день нечто подобное?.. «Просто я думаю, что и у нас когда-нибудь будет всё хорошо. Не хуже, чем у людей»«Может быть». Сто лет прошло, а мечты всё те же.

Или вот про войну с немцами: «Я перестал понимать, за какие идеалы я здесь воюю»; «Наше правительство — это оно втянуло Россию в войну» (но в газете прямо об этом написать нельзя: цензура); «За имперские амбиции государя нашего жизни кладём» (а в ответ: мы, мол, возвращаем наши исконные земли: «Это наша червонная Русь»)… «Жива память о страшных страницах нашей истории», — подчёркивает финальный титр; жива-то жива, но вынесены ли уроки?..

Ролик сериала «Хождение по мукам»

По-хорошему, такие сериалы должны быть у нас через раз — столь же высокого качества, столь же тщательной проработки. Но увы, таких на нашем телевидении — пока что один на сотню. И даже их не особо ценят: имея на руках бесценный клад, НТВ пустило «Хождение по мукам» в привычном своём обрамлении — сразу после одиннадцатых «Ментовских войн», с анонсами интервью Киркорова («Главный эксклюзив года»), передачи про торговлю детьми или рассказа про то, как Михаил Полицеймако женился на костюмерше…

Анонс шоу «Ты супер», например, вклинился в фильм встык после смерти ребёнка и истерики раздавленной матери — и столь хамское отношение к собственному зрителю придаёт лишних козырей возможностям интернета, где кино можно смотреть без перерывов на рекламу. Выиграет ли от этого ТВ в долгосрочной перспективе?..

Но как бы там ни было, творческую группу сериала «Хождение по мукам» во главе с Константином Худяковым можно и необходимо поздравить. Как вспоминают сейчас экранизации толстовского романа пятидесятых и семидесятых годов, так непременно будут помнить и эту картину — она действительно заслуживает долгой жизни.

 


Источник →

Ключевые слова: Кино
Опубликовано 06.12.2017 в 12:10

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Александр Семёнов
Александр Семёнов 6 декабря, в 15:55 Это просто мука смотреть этот высокохудожественный телевизионный фильм! Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
Комментарии Facebook